ФЭНДОМ

A dl s banner 1

Dianomika

ПРОПЕДЕВТИКА в формализованную содержательную логику

СОДЕРЖАНИЕ

«Счастье – это когда тебя понимают».                             
(из кинофильма «Доживём до понедельника»)     

Вспомним, что формализация Содержательной области в неклассических формальных логиках (и, в том числе, в математической логике) состоит из следующих этапов:

Содержательная область  Implik формализация Implik Формальная система (ФС) Implik Исчисление (ФС + Правила вывода) Implik интерпретация Исчисления Implik Формализованный язык (проинтерпретированное Исчисление).

Любое исчисление однозначно определяется заданием алфавита исчисления, правил образования языка в алфавите (т.е. термов (в нашем случае КАТЕГОРИЙ) и формул (суждений)), множества аксиом и правил преобразования (вывода) его фразеологии.

Но в ДЛ это не совсем так:

Set kat

Если попробовать определить, какого вида объект представляет собой КАТЕГОРИЯ диалектической логики, пользуясь терминологией формальной логики, то КАТЕГОРИЯ в самом грубом приближении это не просто ПОНЯТИЕ, а "два в одном флаконе"! Как это? КАТЕГОРИЯ по своей сути одновременно "ПОНЯТИЕ-СУЖДЕНИЕ", "ТЕРМ-ФОРМУЛА", точнее их диалектическое "ТРЕТЬЕ", которое как раз в ФЛ и исключается.

КАТЕГОРИЯ суть ОБЪЕКТ-ПРОЦЕСС с иерархической структурой, который развивается одновременно в нескольких "плоскостях", точнее в нескольких пространственно-временных измерениях. КАТЕГОРИЯ суть РЕКУРСИЯ и РЕФЛЕКСИЯ одновременно!

Каждая категория СЕГОДНЯ определяется через саму себя такую, какой её понимали ВЧЕРА, а ЗАВТРА через саму себя такую, как её понимают СЕГОДНЯ.

КАТЕГОРИЯ суть длиннющая цепь самоопределений со "стрелой времени", памятью прошлых состояний, открытий и заблуждений! И именно в этом смысле она, КАТЕГОРИЯ, суть и ПОНЯТИЕ, и СУЖДЕНИЕ одновременно.

Рис.1.8.1.1. Диалектическая СЕТЬ категорий.

Отсюда становится понятно, что ЯЗЫК ДЛ в принципе не расчленим на более мелкие объекты (буквы), чем КАТЕГОРИИ, которые суть ИЕРОГЛИФЫ, СИМВОЛЫ многоуровневых, многомерных, развивающихся во времени ОБЪЕКТОВ-ПРОЦЕССОВ!

"Ружьё №33":

КАТЕГОРИИ обладают следующими основными свойствами:

а) КАТЕГОРИИ исторически, эволюционно генерируются в языке науки как части Естественного ЯЗЫКА. Никакой "прудонизм" (порождение неологизмов) в этом процессе невозможен. Искусственно (постулятивно) рождённый в рамках некой отрасли знания ноумен проходит длительную апробацию в смежных областях знания. Если его адекватность реальности подтверждается Общечеловеческой ПРАКТИКОЙ, а рамки его общезначимости расширяются, то он становится кандидатом в КАТЕГОРИИ. Например, такие категории как ЭНТРОПИЯ или ИНФОРМАЦИЯ, родившиеся буквально у нас на глазах. Никто персонально их в категории не записывал! Неподтверждённый ПРАКТИКОЙ ноумен превращается в ПСЕВДОноумен.

б) Ноумен - кандидат в КАТЕГОРИИ с необходимостью должен быть наиболее общим понятием и принадлежать множеству универсалий, так как ПОР ДЛ суть подмножество множества универсалий.

в) Каждая КАТЕГОРИЯ суть объект-процесс, одновременно отражающий в себе как ЗАКОН развития некоторого качественно саморазвивающегося процесса РЕАЛЬНОСТИ, так и ИСТИНУ к которой в пределе стремится данный процесс.

Резюмируем:

ПЕРВОЕ: термы-КАТЕГОРИИ нерасчленимы, букв алфавита не существует, т.к. КАТЕГОРИИ суть не слова, а ОБЪЕКТ-ПРОЦЕССЫ уже обладающие ЗНАЧЕНИЕМ и СМЫСЛОМ и в общем случае не требующие последующей интерпретации! И в этом смысле ДЛ формальным исчислением не является. КАТЕГОРИЯ в ДЛ, если и возможна приблизительная аналогия с ФЛ, суть терм-формула, т.е. одновременно является и понятием и суждением.

Chasy

КАТЕГОРИЮ можно образно представить себе в виде песочных часов, вращающихся вокруг горизонтальной оси, так что песок непрерывно переходит из одной чашки в другую и снова в первую. КАТЕГОРИЯ - это вершина ПИРАМИДЫ, надводная часть АЙСБЕРГА. А из каких камней сложена остальная часть пирамиды? Что собою представляет подводная часть айсберга под названием КАТЕГОРИЯ?

Это определённым образом структурированная, исторически обусловленная, последовательность предельно абстрактных ПОНЯТИЙ (категорий), всё глубже и адекватней отражающих ОБЪЕКТ-ПРОЦЕСС, обозначаемый КАТЕГОРИЕЙ. КАТЕГОРИЯ суть предел данной последовательности предельно абстрактных ПОНЯТИЙ (категорий). КАТЕГОРИЯ суть принципиально саморефлексивный процесс, познаваемый итерационно.

Рис.1.8.1.2. Диалектическая КАТЕГОРИЯ как "вращающиеся песочные часы".

ВТОРОЕ: приписывание символам исчисления значений, т. е. рассмотрение исчисления как знаковой системы (интерпретация исчисления), преобразует исчисление в формализованный язык. Так в ФЛ. В ДЛ этого не требуется.

Однако в гносеологии и онтологии формулы ДЛ интерпретируются в интересах этих разделов ФИЛОСОФИИ. Для этих разделов, по аналогии с ФЛ для математики, ДЛ является “формальным исчислением” и “формализованным языком”.

Но ввиду того, что механическое расчленение, редукция диалектико-материалистической философии на разделы невозможна, так как философия суть не их сумма, а результат их синергизма, то, следовательно, невозможно механически оторвать ДЛ от гносеологии. Вместе они, логика и гносеология (теория РАЗВИТИЯ познания – в ДЛ именно так и не как иначе!) и образуют ДИАНОМИКУ как философский метод. Всё вышесказанное говорит,

первое, о том, что невозможно рассматривать ДЛ с точки зрения ФЛ и,

второе, об исключительной сложности формализации диалектико-материалистической философии.

Здесь надо отметить, что вообще буквальное сравнение ДЛ и ФЛ некорректно: идеализацию можно сравнивать на адекватность лишь с ПРЕДМЕТОМ идеализации, а не с другой идеализацией принципиально другого ПРЕДМЕТА, достоверной в принципиально иных ГУ!!! При сравнении ДЛ и ФЛ возможны лишь некие аналогии, но к ним необходимо подходить очень осторожно: каждый раз аналогию необходимо подвергать строжайшей верификации.

С некоторой натяжкой ДЛ можно назвать СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ исчислением КАТЕГОРИЙ – выяснением его законов и структуры и посвящена данная книга. Но при этом необходимо иметь в виду, что прямой аналогии с формальным исчислением у ДЛ нет. Есть лишь косвенная.

Как уже говорилось, ДЛ суть принципиально СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ логика. КАТЕГОРИИ ДЛ определяются исключительно во взаимодействии, взаимосвязи друг с другом. ДЛ зримо "материализует", объективирует принцип Всеобщей СВЯЗИ: система КАТЕГОРИЙ ДЛ, как мы увидим ниже, представляет собой единую многоуровневую сеть и если мы пока не установили какую-либо связь, то это говорит лишь об одном - имеется поле для дальнейших исследований.

И последнее.

Какие понятия и как становятся КАТЕГОРИЯМИ? Это происходит вне зависимости от желания какого-либо исследователя, это совершенно объективный ПРОЦЕСС.

На определённом этапе ПОЗНАНИЯ количество употреблений какого-либо термина в самых различных областях знания переходит в новое качество - термин становится ОБЩЕЗНАЧИМЫМ, превращается в КАТЕГОРИЮ. Назначить КАТЕГОРИЕЙ - невозможно

Казалось бы, всё: можно вводить новую логическую парадигму, но…

Мы знаем, что собою представляет ОСНОВАНИЕ умозаключения в ФЛ (совокупность истинных суждений) и имеем представление о логическом выводе в ФЛ (равносильные преобразования ОСНОВАНИЯ).

Но в логиках Гегеля и Маркса ОСНОВАНИЕМ умозаключения почему-то является ПОНЯТИЕ (!), а ПРАВИЛА логического вывода (ОБОСНОВАНИЕ) не являются равносильными преобразованиями ОСНОВАНИЯ, а являются очень неопределёнными и не дающими достаточно однозначного результата (хотя бы “инженерного”, приближённого результата, допустимого для реальной философской практики, результата, который могли бы воспроизвести и верифицировать независимые исследователи).

Кроме того, нами не рассмотрен характер детерминизма в рамках ГУ ПОР ДЛ. Этот вопрос существенно не тривиален и ему посвящён специальный параграф этой книги.

На таком шатком фундаменте «разворачивать» логику весьма опасно: можно самому увлечься бесПОЧВЕННОЙ спекуляцией

Бумаги жалко, которая ВСЁ терпит.

Более четверти века назад автор этих строк “попался к Гегелю на крючок”: почему ему, Гегелю, было можно, а мне нельзя фантазировать и придумывать? Нет пророков в своём отечестве? Почему я должен что-то обосновывать, если Гегель просто ВЕЩАЕТ и не смущается даже? Быть может, у меня мощнейшая интуиция, быть может, я ЯСНО вижу?

Грех гордыни и гипертрофированное самомнение…

Фридрих Энгельс к концу жизни осознал, что его “Диалектика природы” является очень шаткой и не является ДОСТАТОЧНО ОБОСНОВАННОЙ. Поэтому-то он и не стал её публиковать, даже отрывки. Но эпигоны взяли и напечатали, чем ввели в заблуждение громадное количество исследователей этой сферы познания, “придавленных авторитетом основоположника”

Сегодня, по прошествии почти трёх десятков лет после начала собственных исследований, автору смешно смотреть на себя прежнего: сколько было ИЛЛЮЗИЙ и заблуждений…

Подозреваю, что не от всех ещё избавился… Исторически обусловленные стереотипы, традиции, химеры

ДАЛЕЕ...

СОДЕРЖАНИЕ

© Dianomik 06:02, октября 11, 2012 (UTC)