ФЭНДОМ

Пролегомены к формализованной содержательной логике

A dl s banner 1

Dianomika

СОДЕРЖАНИЕ

Диалектическая ИСТИНА - Гегель не дал никакого другого определения ИСТИНЫ в Диалектической ЛОГИКЕ по сравнению с принятым в формальной логике (ФЛ) определением Аристотеля (смотри § 1.3). Однако достаточно часто Гегель называет Диалектическое ТРЕТЬЕ - ИСТИНОЙ своих атрибутов, что вполне естественно: атрибуты триады суть стадии развития Диалектического ТРЕТЬЕГО, для которого триада является законом внутреннего качественного саморазвития.

Например, категория МЕРА суть ИСТИНА категорий КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО, которые в своём качественном саморазвитии стремятся к категории МЕРА.

Всё бы это было хорошо, если бы Гегель был до конца последователен. Как относиться к такой, например, сентенции:

Истина бытия - это сущность?!

(Это суждение является первым предложением в "Учении о сущности", Наука логики, т.2)

Потрясающе! Отсюда буквально следует, что результат отрицания любой категории является ИСТИНОЙ данной категории?! {По Гегелю: "...Сущность-первое отрицание бытия..." (Г.В.Ф.Гегель, "Наука логики", т.3, Учение о понятии, Членение)}.

{Ну, Георг Вильгельм Фридрих! Сколько же ты у меня кровушки попил…}

Грубейшая ошибка!!! Гегель мыслит совершенно некорректно: так как любой закон внутреннего развития у него всегда суть триада (например, КАТЕГОРИЯ - АНТИКАТЕГОРИЯ – МЕТАКАТЕГОРИЯ – смотри Рис. 1.4.7), то ИСТИНОЙ закона внутреннего развития всегда является МЕТАКАТЕГОРИЯ, в которой снимаются и к которой в своём саморазвитии стремятся атрибуты закона: КАТЕГОРИЯ и АНТИКАТЕГОРИЯ. И, в силу этого, если триада "БЫТИЕ - СУЩНОСТЬ - ПОНЯТИЕ" – достоверна (!?), то ИСТИНОЙ в ней является категория ПОНЯТИЕ и, следовательно, “Истина БЫТИЯ это ПОНЯТИЕ”.

_______________________________________________________

{Лирическое отступление: Человечество давно уже выработало правило, в соответствии с которым при создании сложных систем создаётся «механизм» многократной, многоступенчатой проверки и перепроверки… Не смотря на это, вышло же так, что американцы не так давно запустили спутник ценою в миллиард долларов «в белый свет как в копеечку»: субподрядчик измерял силу в ньютонах, а американцы в фунтах на квадратный дюйм! Но эта потеря – ничто по сравнению с тем, что претерпела Россия (да и весь мир) от большевиков…

Где Вы были, марксисты? Сегодня я уже убеждён, что почти никто из российских эсдеков внимательно Гегеля не читал… Даже Юлий Осипович, который был куда уж грамотней в марксизме левого ревизиониста Владимира Ильича! Что же Вы, меньшевики-интернационалисты, всё «профукали»? Нет, нет, не отвечайте: мне понятно почему - ваши объяснения были слишком сложными для рабочего человека (“с одной стороны,… с другой стороны”)… Советские учебники скромно умолчали о том, что после ареста Ленина именно Мартов (Цедербаум Юлий Осипович (1873-1923)) короткий срок до своего ареста руководил Петербургским союзом борьбы за освобождение рабочего класса.

Какими же они тогда были молодыми! И что они понимали в марксизме и в логике Гегеля? А уж после первого ареста в декабре 1896 года какая уж там теория! – «Сердце этим мерзавцам вырвать»!!! И пошло – поехало…}

Также как и Гегель, никакого другого определения ИСТИНЫ (собственно в диалектической логике), по сравнению с аристотелевским, Маркс нам не оставил. Вопрос "Что есть ИСТИНА в Диалектической логике?" и Гегель и Маркс заменили на совсем иной вопрос: "Какой она, ИСТИНА, бывает?" В качестве ответов было предложено три взаимосвязанных "дурных бесконечности".

Под Абсолютной ИСТИНОЙ понимается ИДЕАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ всех стадий РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТА. Абсолютная ИСТИНА суть теоретически недостижимая абстракция.

Относительная ИСТИНА суть диалектическое ЕДИНСТВО Субъективной и Объективной ИСТИН в конкретный момент времени и характеризует ИСТИНУ с точки зрения того, что она суть процесс и не остановилась в своём развитии.

Под Объективной ИСТИНОЙ понимается Идеальное (100%-точное) ОТРАЖЕНИЕ, т.е. гипотетический предел ЗНАНИЯ о ПРЕДМЕТЕ исследования, не зависящий ни от уровня совершенства измерительных средств (практически достижимой степени точности), ни от уровня развития Общественного СОЗНАНИЯ. Такое Идеальное ОТРАЖЕНИЕ суть мгновенная фотография с бесконечной степенью точности (копия ПРЕДМЕТА), которое фиксирует все стадии развития ПРЕДМЕТА от возникновения ПРЕДМЕТА до момента отражения. Объективная ИСТИНА - характеристика ИСТИНЫ как предельно достижимой ЦЕЛИ в данный исторический момент.

Под Субъективной ИСТИНОЙ понимается исторически обусловленное и практически достижимое обществом ЗНАНИЕ о ПРЕДМЕТЕ исследования в момент отражения и характеризует ИСТИНУ с точки зрения того, что она суть РЕЗУЛЬТАТ процесса ОТРАЖЕНИЯ, который всегда содержит в себе элемент ОШИБКИ.

Абстрактная ИСТИНА суть такое ЗНАНИЕ о ПРЕДМЕТЕ исследования, которое порождено идеальной МОДЕЛЬЮ процесса, в котором отброшены все частности и нюансы.

Конкретная ИСТИНА суть такое ЗНАНИЕ о ПРЕДМЕТЕ исследования, которое учитывает как выводы идеальной МОДЕЛИ процесса, так и частности и нюансы, практически необходимые для адекватного отражения.

В результате мы имеем схему представленного здесь вида...

Istina 1

Что собственно эта схема ИСТИНЫ означает?

Она говорит, что человечество всегда имеет дело с Относительной ИСТИНОЙ, а Абсолютная ИСТИНА суть недостижимый предел, к которому стремится последовательность Относительных ИСТИН, уточняющих в каждый последующий момент времени друг друга.

Данная схема Диалектической сетью не является, так как сети в ДЛ всегда отвечают на вопрос: "Что есть категория?" и никогда - "Какой она, категория, бывает?".

Рис. 1.4.1.4. "Условная сеть" категории Диалектическая ИСТИНА.

Относительная ИСТИНА всегда имеет и объективный и субъективный атрибуты, ввиду того, что всегда имеет место человеческий фактор, а степень точности отражения никогда не может быть равна 100%.

Эта схема показывает, что порождённая ПОЗНАНИЕМ Абстрактная ИСТИНА в процессе своего качественного саморазвития насыщается всё более конкретным содержанием (закон гравитации Ньютона более конкретен, чем закон гравитации Галилея, закон гравитации Эйнштейна более конкретен, чем закон гравитации Ньютона и т.д.). Совместно Абстрактная и Конкретная ИСТИНА порождают Субъективную ИСТИНУ в данный исторический момент.

Субъективная ИСТИНА в процессе своего качественного саморазвития стремится в пределе к Объективной ИСТИНЕ, но никогда её не достигает ввиду не идеальности нашего инструментария (и, прежде всего, "мозгов", то есть той логической парадигмы {идеализации}, на которой строится эксперимент и с помощью которой оцениваются его результаты) и в связи с тем, что Объективная ИСТИНА также качественно саморазвивается ("вселенная расширяется").

Диалектическое единство Субъективной и Объективной ИСТИН порождает Относительную ИСТИНУ. Последовательность исторически сменяющих друг друга Относительных ИСТИН является принципиально сходящейся (Принцип ПОЗНАВАЕМОСТИ) и в пределе стремится к Абсолютной ИСТИНЕ.

Таким образом, человечество во все времена имело дело исключительно с Субъективной ИСТИНОЙ (в чём нет ничего страшного - важно лишь, чтобы эта субъективность давала допустимую ошибку для ПРАКТИКИ!), которая в свою очередь всегда имеет Конкретную сторону (как отражение РЕАЛЬНОСТИ), так и Абстрактную (как результат ВЕРБАЛИЗАЦИИ).

Итак, мы в каждый момент времени в общем случае имеем дело с Диалектической Относительной и Субъективной ИСТИНОЙ. Другое дело, что эта ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ИСТИНЫ содержит в себе АБСОЛЮТНЫЙ момент тем больший, чем меньше расхождение между РЕАЛЬНОСТЬЮ и её МОДЕЛЬЮ, которую эта ИСТИНА выражает. А СУБЪЕКТИВНОСТЬ в ИСТИНЕ тем самым содержит в себе ОБЪЕКТИВНОЕ содержание, которое хотя и искажено в МОДЕЛИ, но не до такой степени, чтобы противоречить Общечеловеческой ПРАКТИКЕ! Конкретность ИСТИНЫ состоит в том, что, не смотря на то, что любая МЫСЛЬ суть АБСТРАКЦИЯ, ИСТИННОЕ всегда отражает в себе совершенно КОНКРЕТНОЕ, ограниченное Предметной ОБЛАСТЬЮ рассмотрения (ПОР), СОДЕРЖАНИЕ реальности.

"Ружьё №17": Ещё раз взглянем на схему Рис.1.4.1.4.

С таким же успехом, как она говорит о "восхождении от АБСТРАКТНОГО к КОНКРЕТНОМУ", можно говорить о

"восхождении от СУБЪЕКТИВНОГО к ОБЪЕКТИВНОМУ" или о

"восхождении от ОТНОСИТЕЛЬНОГО к АБСОЛЮТНОМУ".

ДАЛЕЕ...

СОДЕРЖАНИЕ

© Dianomik 07:07, июня 4, 2012 (UTC) ©