ФЭНДОМ

A dl s banner 1

                 Dianomika

Пролегомены к формализованной содержательной логике

Для справки:   Терминология Диалектической ЛОГИКИ.

"Познаю - чтобы верить!"                                        
Пьер Абеляр (1079-1142).             

В Диалектической ЛОГИКЕ:

A dl

   Рис.1.8.1. Ооперация             диалектического взаимодействия

Пусть A - категория ПОЗНАНИЕ (смотри Рис. 1.6.4.9.), (+A) - категория ПРАКТИКА, (-A) - категория НАУКА.

Здесь мы имеем операцию диалектического взаимодействия двух КАТЕГОРИЙ (+A) и (-A), в результате которой возникает ТРЕТЬЯ категория A, обладающая большей суммой КАЧЕСТВ, чем сумма КАЧЕСТВ, вступивших во взаимодействие категорий (атрибутов триады).

Или же обратную к ней операцию Диалектической ДИХОТОМИИ категории A на два своих атрибута (+A) и (-A).

Или в принятых нами символических обозначениях:

А = (+A) Equiv (-A), здесь (-A) = Otr1(+A).

Здесь значок “Equiv” - операция диалектического взаимодействия, а значок “Otr1” - операция диалектического отрицания.

Знаки “+” и “-” в этих уравнениях суть всего лишь обозначения “положительного” и “отрицательного” атрибутов триады (+A) и (-A) и не имеют математического смысла.

В Формальной Логике всё принципиально иначе:

A fl

        Рис.1.8.2. Операция                       объединения    двух                             подмножеств.

Пусть A - множество "Лебеди Московского зоопарка", (+A) - подмножество "Лебеди БЕЛЫЕ",
(-A) - подмножество "Лебеди ЧЁРНЫЕ". Здесь мы имеем операцию ОБЪЕДИНЕНИЯ двух подмножеств

(+A)   и   (-A)

или обратную ей операцию формально-логической ДИХОТОМИИ множества A на два подмножества (+A)   и   (-A).

То же самое в символическом обозначении теории множеств:

А = (+A) U (-A).

Здесь знак “U” суть знак операции объединения множеств.

Таким образом, в множестве А нет ничего такого, чего бы не было в множествах (+A) и (-A).

И, напротив, в Диалектической ЛОГИКЕ (ДЛ) объект-процесс А суть нечто качественно новое по сравнению со своими атрибутами (+A) и (-A). Это качественно новое возникает, в том числе, за счёт "материализации" связей между атрибутами.

Приведём конкретный пример:

В ФЛ формально-тождественными являются следующие понятия (здесь знак "=" - знак формального тождества):

десигнат (комплекс идей) = денотат (значение) = концепт (смысл) = контекст.

означаемое               означающее                                              

В ДЛ эти КАТЕГОРИИ являются диалектически тождественными (здесь знак "Togdestvo 1" - знак диалектической тождественности):

ДЕСИГНАТ  Togdestvo 1  ДЕНОТАТ  Togdestvo 1  КОНЦЕПТ  Togdestvo 1  КОНТЕКСТ.

Всё это в ДЛ разные, но диалектически тождественные КАТЕГОРИИ: развивающийся комплекс идей (ДЕСИГНАТ) порождает предметное значение (ДЕНОТАТ), которое в процессе уже своего развития порождает смысл (КОНЦЕПТ), а развивающийся смысл порождает КОНТЕКСТ.

Если в ФЛ ничего за формализованным текстом нет, то в ДЛ за формализованным текстом стоят все Законы внутреннего и внешнего развития категорий, входящих в текст. Таким образом, за кажущейся беднотой текста, составленного из одних КАТЕГОРИЙ, скрывается и "ширь" и "глубина"!

Togdestvo4

Рис.1.8.3. Диалектическая ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ КАТЕГОРИЙ.

Попытка классифицировать ДЛ с позиций традиционной логики бессмысленна. Андрей Шуман в "Философской логике" трактует логику Гегеля как направление, модификацию ФЛ, а именно, как исчисление ИМЁН.

Уже одно то, что Андрей Шуман сводит КАТЕГОРИЮ к ИМЕНИ, говорит, по меньшей мере, о непонимании этим автором сути Диалектической логики.

Но, быть может, ДЛ - исчисление КАТЕГОРИЙ?

© Dianomik 05:35, сентября 10, 2012 (UTC)