ФЭНДОМ

CC BY-NC-ND

Пролегомены к формализованной содержательной логике

A dl s banner 1

Dianomika

Умозаключение - философская (логическая) категория, процесс абстрактного вербализованного мышления, в котором из одного или нескольких истинных суждений о предмете суждения (понятии), связанных между собой по смыслу и образующих Достаточное ОСНОВАНИЕ, по заданным в идеализации правилам вывода получается новое суждение о предмете суждения (ЗАКЛЮЧЕНИЕ), с необходимостью или определенной степенью вероятности следующее из ОСНОВАНИЯ.
Умозаключение называется правильным, если оно сделано в соответствии с заданными в данной конкретной логике правилами (например, в формальной логике, исходя из аксиом и правил вывода), в противном случае оно называется неправильным.

Sherlok Holms 1

Процесс умозаключения предпринимается с целью получения новых знаний о ПОНЯТИИ (предмете суждения) и состоит из двух этапов:

- системный анализ исторически обусловленных знаний о предмете суждения, который состоит в поиске всех связейдвижений) ПОНЯТИЯ с другими понятиями, и формировании по его результатам СИСТЕМЫ суждений (формул), образующих Достаточное ОСНОВАНИЕ и

- (раз)решение этой системы в соответствии с Правилами вывода одних суждений из других и получении нового СУЖДЕНИЯ о ПОНЯТИИ (ЗАКЛЮЧЕНИЯ).

Порождение в процессе умозаключения нового СУЖДЕНИЯ об исследуемом ПОНЯТИИ суть ничто иное как выявлении новой СВЯЗИ понятия с другими понятиями, то есть открытие нового частного ЗАКОНА (тавтологии).

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - категория Дианомики, в сети своего внешнего развития суть результат диалектического отрицания категории СЕТЬ, результат синергизма категорий КАТЕГОРИЯ и СУЖДЕНИЕ.

Для справки: Терминология Дианомической ЛОГИКИ.

Logic
В сети своего внутреннего развития УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ суть результат синергизма категорий ОСНОВАНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Позиция автора статьи: Править

!Umoz end 1

Здесь представлена эндогенная сеть категории УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ. Итак, под термином УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, с одной стороны, нами понимается некая суперпозиция ОСНОВАНИЯ и ЗАКЛЮЧЕНИЯ (точнее, процесс движения от одного к другому), а, с другой стороны, некая суперпозиция ПОНЯТИЯ (КАТЕГОРИИ в Дианомике) и СУЖДЕНИЯ.

Уже Гегель осознал, что процесс УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ суть процесс получения нового СУЖДЕНИЯ об исследуемом ПОНЯТИИ.

Иными словами, начиная анализировать некое ПОНЯТИЕ, мы формируем исходные предпосылки (ОСНОВАНИЕ), а затем в соответствии с принятыми правилами вывода получаем в процессе интеллектуального движения результат логического вывода – новое СУЖДЕНИЕ о ПОНЯТИИ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ).

В каком случае мы можем утверждать, что ОСНОВАНИЕ является ДОСТАТОЧНЫМ для УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ? Тогда и только тогда, когда ЗАКЛЮЧЕНИЕ прошло стадию исторически обусловленной верификации (апробации). А до этого момента ЗАКЛЮЧЕНИЕ остаётся всего лишь правдоподобной ГипоТЕЗОЙ, а ОСНОВАНИЕ - всего лишь достоверными предпосылками этой ГипоТЕЗЫ.

Мнения Править

Ниже приведены МНЕНИЯ по данной проблеме из философских справочников и энциклопедий. Для чего? Для создания видимости объективности автора статьи? Нет.

Автор статьи стремится к тому, чтобы читатель:
                        - минимизировал своё время для знакомства с альтернативными мнениями;
                        - «Имел мужество пользоваться собственным умом.» (Иммануил Кант).

Из Словари и энциклопедии на Академике Править

Из Справочника "Логика", А.Д.Гетманова. Править

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — форма мышления, в которой из одного или нескольких истинных суждений (посылок) на основании определенных правил вывода получается новое суждение (заключение), с необходимостью или определенной степенью вероятности следующее из них. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ делятся на дедуктивные, индуктивные, абдуктивные и УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ по аналогии.

Из "Новейшего философского словаря", Минск, 1999 г., В.Ф.Берков. Править

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — форма мышления, посредством которой получают новое суждение на основе одного или более уже принятых суждений. Исходные суждения, на основании которых получается новое суждение, называются посылками У., а новое суждение, полученное в результате сопоставления посылок, - заключением. У. подразделяются на дедуктивные и недедуктивные, или вероятностные.

У. является дедуктивным, если и только если оно строится по правилам, гарантирующим получение истинного заключения при истинных посылках. В противном случае оно является недедуктивным (вероятностным). Как правило, на практике У. не выражается в полном виде, какая-то его часть (посылка, заключение), подразумеваясь, опускается. Иными словами, У. приобретает энтимематический (греч. in thymos - в уме) характер. Опасность применения энтимемы в том, что подразумеваемая часть может заключать в себе ошибку, которая остается незамеченной в силу того, что эта часть не получила явного выражения. Выявление подразумеваемой части - один из способов обнаружения ошибок в познании. У. играют исключительно важную роль в процессах познания. Они позволяют получать новые знания без непосредственного обращения к опыту. (См. также: Силлогизм).

Из "Философского энциклопедического словаря" - М.: Сов. Энциклопедия, 1983 г. Править

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли различного содержания; У. реализует в плане "внутренней речи" присущие индивидуальному (или общественному) сознанию нормы и типы такой связи, к-рые и являются в каждом отд. случае психологич. основой У.

Если эти нормы и типы совпадают, соответственно, с правилами и законами логики (см. Логический закон), У. по своему результату равносильно логич. выводу, хотя, вообще говоря, логич. вывод и У.- качественно различны.

В отличие от У., логич. вывод строится с опорой на "внеш. средства" путём словесной (знаковой) записи мыслей или же их формализации - кодификации (отображении) мыслей и их связей в к.-л. формальном (формализов.) языке, логич. исчислении и т. п.- с целью свести до минимума "подсознательные" элементы вывода, перевести абстрактный или "свёрнутый" ход мысли на язык "образов".

Кроме того, нормы, определяющие "законность" У., не обязательно должны быть логическими.

Напр., неполная индукция - это именно У., а не логич. вывод, поскольку связь посылок и заключений в индукции имеет фактич. и психологич.основу (в виде известных норм генерализации), но не имеет логич. основы - формальных правил, определяющих ход мысли от частного к общему.

У. отлично и от рассуждения: последнее - всегда сознательное и произвольное действие мышления, а У., по крайней мере в его основе, может быть и подсознательным, и непроизвольным актом.

Из "Философия: Энциклопедический словарь" / Под ред. А.А.Ивина. - М.: Гардарики, 2004 г. Править

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением, или следствием.

У. обычно подразделяют на дедуктивные и индуктивные.

Заключения дедуктивных У., если посылки истинны и при этом соблюдены соответствующие правила логики, с необходимостью будут истинны.

Заключения индуктивных У. при истинности посылок и при соблюдении соответствующих логических правил в общем случае могут оказаться как истинными, так и ложными.

Современная логика на основе различных формальных систем моделирует процессы У., протекающие в сознании человека. Правила логики выявляются благодаря формализации конкретных содержательных У.

В естественном конкретно-содержательном мышлении некоторые посылки часто пропускаются, не формулируются в явном виде и правила вывода: они применяются человеком интуитивно. Это способно привести к появлению логических ошибок.

Знание всех подразумеваемых посылок, их логической формы, выявляемой благодаря формализации, а также правил логики позволяет контролировать использование различных форм в умозаключающей деятельности мышления.

В процессе рассуждения, представляющего собой сознательный, последовательно осуществляемый мыслительный процесс, мы часто пользуемся цепочками У. Условием правильности таких рассуждений и доказательств является не только истинность посылок (аргументов, оснований), но и соблюдение правил логики в каждом из используемых при этом У.

См. также Править

Литература Править

Ссылки Править

© Dianomik (обсуждение) 19:50, июля 7, 2013 (UTC)