ФЭНДОМ

CC BY-NC-ND

Пролегомены к формализованной содержательной логике

A dl s banner 1

Dianomika

Эристика (от греч. eristikos — спорящий), искусство вести спор, полемику. Эристика, как искусство побеждать в споре "любой ценой", породила эвристику, технику диалектики (dialektike techne), такие софистические приёмы как софистика и эклектика.

Eristic

История возникновения Править

Эристика родилась в эпоху "старшей софистики". Старшие софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт) исследовали проблемы политики, этики, государства, права, языкознания. Все прежние принципы они подвергли сомнению, все истины объявили относительными.

Релятивизм, перенесенный в теорию познания, привел софистов к отрицанию объективной истины. Известный тезис Протагора:

"Человек есть МЕРА всех вещей"

трансформировался в идею о том, что каждый человек имеет свою особую истину.

Eristica

В последующем, вслед за трансформацией СОФИСТИКИ в сторону от поисков истины к победе в споре любой ценой, эристика превратилась в технику борьбы в споре нечестными средствами (определение Аристотеля). Шопенгауэр определял эристику как искусство спора или духовного фехтования с целью остаться правым в споре.

Эристика превратилась в набор приёмов защиты собственных утверждений и опровержения чужих, которые применяются в препирательствах, имеющих своей целью не защиту или достижение ИСТИНЫ (могущей оставаться скрытой), а лишь убеждение других в своей правоте. Так понимаемая эристика вобрала в себя в том числе и софистику с эклектикой (как софистические приёмы) в качестве особых методов победы в споре любой ценой, в том числе и с помощью сознательного искажения ИСТИНЫ.

Смотри также Софисты в статье Диалектика и статью Апория.

Вы не забыли, что Аристотель назвал Зенона Элейского создателем диалектики? Как Вы думаете, почему?

Уж наверное не за эленктический метод, позволяющий побеждать в споре с помощью эленхоса -- уличающего противоречия!

В V-IV вв. до н.э. техникой диалектики (dialektike techne) называли ПРИНЦИПИАЛЬНО иное чем сегодня: а именно, способность генерировать убедительные (правдоподобные) доводы как в пользу некого мнения так и, одновременно, против этого мнения. Мегарская школа именно с подачи Зенона из Элеи начала разрабатывать эту технику. В связи с этим мегариков равно называли как диалектиками, так и эристиками... Связано это было с тем, что эристика в этот период представляла собой синкретический (нерасчленённый) сплав софистики, эвристики, диалектики и собственно эристики.

Мнения Править

Из “Философского энциклопедического словаря” — М.: Сов. Энциклопедия, 1983 г. Править

Эристика (от греч. eristikos — спорящий, греч. eristika — искусство спора), борьба в споре нечестными средствами (определение Аристотеля).

Эристич. умозаключения родственны софизмам и представляют собой аргументацию, приводимую лишь в целях убеждения и победы в споре — всё равно, прав ли спорящий по существу или нет.

Подобное же понимание Э. развивает Шопенгауэр, определяя её как искусство спора или духовного фехтования с целью остаться правым в споре.

Т.о., Э. призвана анализировать и систематизировать различные приёмы защиты собств. утверждений и опровержения чужих, к-рые применяются в препирательствах, имеющих своей целью не защиту или достижение объективной истины (могущей оставаться скрытой), а лишь убеждение других в своей правоте.

Так понимаемая Э. отличается как от логики, исследующей формы умозаключений, к-рые обеспечивают истинные заключения, так и от чистой софистики, сознательно выдающей неправильное за правильное или наоборот.

Аристотель, О софистических опровержениях, пер. с греч., Соч., т. 2, М., 1978;
Шопенгауэр А., Эристич. диалектика, пер. с нем., ПСС, т. 4, М., 1910.
Смотри также Шопенгауэр, Эристика или искусство побеждать в спорах.

Из “Философия: Энциклопедический словарь” / Под ред. А.А.Ивина. — М.: Гардарики, 2004 г., Править

Эристика (греч. eristika — искусство спора) — искусство ведения спора.

Первоначально Э. получила распространение в Др. Греции и понималась как средство отыскания истины с помощью спора. Э. должна была учить умению убеждать др. в правильности высказываемых взглядов и соответственно умению склонять человека к тому поведению, которое представляется нужным и целесообразным.

Но постепенно Э. стала пониматься и как умение вести спор, чтобы достигнуть единственной цели — выиграть его любой ценой, совершенно не заботясь об истине и справедливости.
Э. распалась на диалектику и софистику. Первая развивалась Сократом, впервые применившим само слово «диалектика» для обозначения искусства вести эффективный спор, в котором истина достигается путем взаимозаинтересованного обсуждения проблемы и противоборства мнений. Софистика же понималась как искусство достижения победы в споре.
От Аристотеля идет традиция отождествления Э. с софистикой. Такое понимание Э. развивал, в частности, А. Шопенгауэр, определявший ее как искусство спора или духовного фехтования с единственной целью — остаться правым.
Э. не является отдельной наукой или разделом какой-то науки. Она представляет собой разновидность «практического искусства», принципы ее меняются от «учителя» к «учителю».

Шопенгауэр А. Эристика, или Искусство в спорах. СПб., 1900;
Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997.

Литература Править

Shoppenhauer Buch

См. также Править

Ссылки Править

© Dianomik (обсуждение) 17:05, июня 7, 2013 (UTC)