ФЭНДОМ

ПРОПЕДЕВТИКА в формализованную содержательную логику

A dl s banner 1

Dianomika

What is Veritas 11

СОДЕРЖАНИЕ

“37. Пилат сказал Ему:                                    
- Итак, Ты Царь?                                    
Иисус отвечал:                                          
- Ты говоришь, что Я Царь;                    
Я на то родился и на то                      
пришёл в мир, чтобы                            
свидетельствовать об истине;          
всякий, кто от истины,                        
слушает гласа моего.                          
38. Пилат сказал Ему:                                    
- Что есть истина?”                                  
(от Иоанна, Глава 18, 37-38)              

Был ли в состоянии Назарянин адекватно понять смысл вопроса прокуратора?

Конкретная формально-логическая истина “живёт”, то есть достоверна, только “здесь и сейчас”. Уже через мгновение она может быть ложной: “Чашку уже поставили на полку” (смотри § 1.3. Закон и истина в Формальной ЛОГИКЕ).

Диалектическая ИСТИНА принципиально содержит в себе не только ОШИБКУ, но и ЛОЖЬ.

Автор этих строк наблюдал этот процесс на протяжении четверти века и сначала относил его на счёт исключительно недостаточной адекватности отражения (когнитивной недостаточности – как всё-таки некоторые наши философы умудряются тривиальную мысль излагать с потрясающим наукообразием!).

Огрубляя, как только мы уточним свою МОДЕЛЬ предмета отражения, так, через некоторое время, с появлением новых результатов научных исследований, научных фактов (появлением новых категорий), нам приходится уточнять её далее и этот процесс никогда не заканчивается.

Эта ИДЕАЛИЗАЦИЯ вся построена на том принципе, что всё в ней непрерывно качественно саморазвивается и нет в ней вечных и абсолютных истин, но никогда и не будет.

Относительно устойчивыми являются лишь связи между категориями. ЗНАЧЕНИЕ и СМЫСЛ категорий почти непрерывно изменяются, но связи между категориями-противоположностями, которые собственно и порождают законы ДЛ, остаются незыблемыми очень долго по сравнению со временем жизни многих и многих поколений. С “ЕДИНСТВОМ и БОРЬБОЙ”, с “ДОБРОМ и ЗЛОМ”, с “СУЩНОСТЬЮ и ЯВЛЕНИЕМ” со времён Гераклита из Эфеса ничего существенного не случилось.

Все ИСТИНЫ в Дианомике дают лишь гипотетическое и вероятностное знание, то есть качественные оценки и не дают количественных: не существует в ДЛ никаких “весовых коэффициентов” и не может существовать.

Но эта “неточность” ДЛ совсем не страшна:

- во-первых, проблемы, которые мы решаем в ГУ ПОР ДЛ не требуют, как правило, никаких точных математических вычислений, во всяком случае, сегодня такие вычисления не играют никакой определяющей роли;

- во-вторых, в каждой конкретной задаче мы можем ограничиться допустимой степенью точности. Однако эту допустимость ОШИБКИ придётся с необходимостью ОБОСНОВАТЬ!

Но никакая другая логика не способна дать на философские ВОПРОСЫ, которые способна разрешать ДЛ, вообще никаких ОТВЕТОВ, даже гипотетических. Вульгарную спекуляцию и интуитивизм мы в рамках данной книги вообще не рассматриваем.

Логическая МОДЕЛЬ ДЛ, которую автор предлагает вниманию читателя суть всего лишь исторически преходящая версия диалектики, лишь аппроксимация и будет в будущем с необходимостью уточнена и получит дальнейшее развитие.

В этом автор убеждён, впрочем, как и Гегель 200 лет назад:

"...Я, разумеется, не могу полагать, что метод, которому я следовал в этой системе логики или, вернее, которому следовала в самой себе эта система, не допускает еще значительного усовершенствования, многочисленных улучшений в частностях, но в то же время я знаю, что он единственно истинный" (Г.В.Ф.Гегель, "Наука логики", т.1, "Учение о бытии", Введение, стр.43).

А если при этом иметь в виду ещё и весь объём привлечённых исходных знаний, справочных материалов и первоисточников, то мы с Вами, уважаемый читатель, уже перелистали объём литературы, сравнимый с объёмом всех томов “Большой советской энциклопедии”.

Ссылки Править

ДАЛЕЕ...

СОДЕРЖАНИЕ

© 16:59, июля 19, 2013 (UTC)